Личные данные и родственные связи


Известные предки

Дедушки и бабушки по отцу

Дедушки и бабушки по матери

Янин Прокофий Григорьевич (неизвестно–неизвестно)   Янина Матрёна Андреевна (неизвестно–неизвестно)  

Отец

Мать

Масякин Александр Лукьянович (1898 или 1899–1942) Масякина Евдокия Прокофьевна (1892–1943)

Масякин Василий Александрович

Родился: 27 ноября 1918 день возможно неточен, дер. Зелёный Дубок Корсаковского района Орловской области
Cкончался: 22 сентября 1988, гор. Мценск

Сведения о Василии Александровиче дают его автобиография, написанная в 1958 г., и Наградные листы в Приказах о награждениях по 283 истребительной авиационной дивизии:

Написание фамилии в документах неустойчивое (Масякин/Мосякин), что неудивительно для выходцев из крестьян, рожденных до 1920-х гг.

В 1935 г. В. А. получает семиклассное образование в Парамоновской неполной сельской школе. В 1936 г. отправляется в Москву, где работает механиком, оканчивает курсы механизаторов и до 1939 г. занимается в аэроклубе Ленинградского района, куда его направил райком комсомола и совет Осоавиахима. До призыва в 1939 г. в армию работает на авиазаводе № 39 кладовщиком.

Московский авиационный завод № 39 имени В. Р. Менжинского был хорошо известен в своей отрасли. Будучи эвакуированным в октябре 1941 г., и объединенным с заводом № 125, он дал начало будущему Иркутскому авиационому заводу, составившему в начале 2000-х гг. производственную опору корпорации Иркут. Часть эвакуированного оборудования и сотрудников усилили авиазавод № 99 в Улан-Удэ (в начале 2000-х гг. — Улан-Удэнский авиационный завод. В 30-х гг. здесь, под руководством Н. Н. Поликарпова, были разработаны истребители И-15 и его модификация И-153, находящиеся на вооружении 160 иап, с которым В. А. встретит войну в 1941 г. Среди конструкторов КБ завода были также Ильюшин, Яковлев и другие.

Будучи призван 29 июля 1939 г. в армиюВ автобиографии В. А. пишет — Советским РВК, а в Наградном листе сказано Октябрьским., направляется в Серпуховскую авиатехшколу. Сдав экзамены, временно возвращается на завод, а с ноября 1939 г. по октябрь 1940 учится на младшего воентехникаКак и многие в его возрасте, В. А. мечтал стать летчиком, но не прошел по показаниям здоровья.. Двухгодичный курс в это время был сокращен до ускоренного одногодичного в связи с подготовкой страны ко считавшейся неизбежной войне.

Карта2011Расположение 43 иад (контур в центре) и аэродром Болбасово к началу войны.

После обучения, согласно приказу НКО № 05118 с 5.11.1940, В. А. служит в 160 иап 43 иад Западного военного округа на аэродроме БолбасовоПо-белорусски Балбасова, или Балбасово. Там базировалась 43 иад. Этот аэродром был лучшим в Белоруссии: единственным, имевшим бетонную взлетно-посадочную полосу. Военное руководство это понимало, и в 1941 г. в спешном порядке велось строительство бетонных полос на других (более 60) аэродромах, но к началу войны они не были готовы. под Оршей. Там его 22 июня 1941 г. застала война, которую он пройдет всю до ее конца. В. А. прослужит техником по ремонту самолетов и подготовке к боевым вылетам. Он не будет участвовать непосредственно в боестолкновениях, и сможет без боевых ранений пройти всю войну, однако будет разделять с бойцами все тяготы фронтовой жизни. Фронтовые аэродромы, где он работал, подвергались атакам немецкой авиации, а напряженность работы была сверх всякой мерыОдин из таких налетов в начале войны уничтожил всю авиатехнику, а личному составу, находящемуся поотдаль от летного поля, досталась засыпавшая людей сверху земля. После войны выяснится, что неучтенное ранение у В. А., все-таки, было, но вне связи с боевыми действиями. Как-то на аэродроме ему навстречу попался неопытный солдат со снарядом на вытянутых руках. В. А. скомандовал Бросай !, что солдат и сделал. Характерно, что рассказывая об этом дочери, В. А. прибавил, что его за это ранение следовало направить не в госпиталь, а под трибунал. На вопрос Почему ? он ответил: Неправильно дал команду. .

На 22 июня 1941 [160 иап] года базируется на аэродромах Балбасово и Пронгеевка (Белоруссия). На вооружении полка состояли истребители И-15 и И-153 в количестве 66 самолётов, из них 5 неисправных, полк располагал 72 лётчикамиОба типа самолетов были хороши для своего времени, но к 1941 г. устарели (единственной выигрышной характеристикой оставалась непревзойденная маневренность, а этого было уже недостаточно) — темпы развилия авиации тогда вполне были сопоставимы с темпами развития вычислительных устройств или мобильных телефонов в начале 2000-х гг. Более современные самолеты были разработаны перед самым началом войны, и в начале войны. Это подкрепляет сообщения исследователей, что И. В. Сталин полагал военное столкновение с Германией не ранее августа 1942 г. По факту, годовой план освоения производства более современной авиатехники и оснащения ею войск пришлось осуществлять в военное время. .

Днём 22 июня 1941 года вступил в бои, прикрывая Минск43 иад в 5.00 получила приказ командующего авиацией ЗапОВО: двумя полками прикрыть Минск, одним — Барановичи, одним — Пуховичи. 162-й иап к 9.00 перелетел в Барановичи и приступил к боевой работе. В течение двух суток полк прикрывал город ведя непрерывные воздушные бои с вражеской авиацией. [...] Командир 160-го иап майор Костромин докладывал: ... полк, ведя непрерывные бои по прикрытию Минска, понес ощутимые потери, в основном на земле, от налетов вражеских бомбардировщиков. Горючего оставалось мало, зенитного прикрытия аэродрома не было (источник). В 1960-х гг. в детско-юношеской среде Минска бытовала шутливая присказка: Немцы в Пуховичах ! для обозначения внезапного переполоха. Содержание ее могли по-настоящему ощутить только старшие, да еще из местных. . За первые несколько дней боёв над Минском полк отчитался о более чем 20 сбитых немецких самолётов. В конце июня 1941 года полк перелетел на аэродромы Могилёвского аэроузла. Уже с июля 1941 года начал принимать на вооружение самолёты ЛаГГ-3, и с боями отступал на восток.

В начале августа 1941 года полк, потерявший в небе Белоруссии и Смоленска всю материальную часть, отправлен на переформирование в Рыбинск. Всего за начало войны полк отчитался о 1683 самолёто-вылетах и 27 сбитых самолетах противника.

160-й истребительный авиационный полк
Типы самолетов, которые обслуживал В. А. Масякин.

Согласно автобиографии В. А., в Рыбинск полк направляется в июле, и поступает в состав 14 запЗапасной авиаполк. на переучивание на новую технику. С этим перебазированием связан характерный бытовой эпизод. Когда полк убывает, В. А. с товарищем оставляют грузить матчасть и догонять. Однако летчик, перевозивший матчасть, категорически отказался брать на борт людей, сославшись и без того на перегруз. Пришлось в неразберихе отступающей своей армии, на фоне стремительно наступающей немецкой, догонять полк своим ходом. Пройдя войну, В. А., тем не менее, помнил этот случай, оставивший, очевидно, глубокое впечатление.

Рыбинск уже до войны был крупным центром моторостроения. Так, здесь в ОКБ под руководством В. Я. Климова были разработаны двигатели, в частности, для истребителей Як-1, Як-3, ЛаГГ-3. Переобучение в Рыбинске в августе 1941 г. связано, вероятно, с обслуживанием ЛаГГ-3В автобиографии В. А., очевидно, по военной привычке не говорить сверх необходимого, не сообщает о назначении этого и последующих переобучений. Здесь и далее такое назначение восстановлено на основе сопоставления фактов. ; там же, в Рыбинске, формируется 520 иап, куда направляется В. А.Приводя этот факт биографии, а также дальнейшие, связанные с переобучениями В. А., переподчинениями и переформированиями полков и дивизий, трудно не разглядеть рядом с ними расчета и жесткой планомерности в действиях командования. Наверняка, и особенно в начальный период войны, руководство войсками, временами, образно выражаясь, уносило ноги и затыкало дыры. Но был и другой процесс. На конкретном жизненном примере видно, как осуществлялись обдуманные управленческие шаги, даже в самые отчаянные моменты. Когда армия отступала, теряя на глазах ошметки, уже под Смоленском снимается подразделение (а в это время в Москве идет набор ополчения) и отправляется почти на месяц переобучения; в сентябре формируется полк, и отправляется не в Москву, а под Ленинград; весной 1942 г. полк переводится из-под блокадного Ленинграда снова на обучение, затем под Сталинград, и так далее. Именно подобная продуманная предупреждающая деятельность генштаба и позволила, в конечном счете, переиграть Германскую военную машину. , и про который имеются такие сведения:

[520 иап] формировался с августа 1941 года в Рыбинске. На вооружение полка поступили самолёты ЛаГГ-3.

26.09.1941 Одержана первая известная воздушная победа полка в Отечественной войне: ст. политрук Елисеев Ф. Д., пилотируя ЛаГГ-3, в воздушном бою в р-не г. Любань сбил немецкий истребитель Ме-109.

С 22 сентября 1941 года действует в составе 3-й авиагруппы над Волховом, Будогощью, Тихвином, Киришами в ходе оборонительной и наступательной операций, поддерживал войска 2-й ударной армии в Любанской операции.

520-й истребительный авиационный полк

В воспоминаниях В. А. сообщает, что 520 иап после формирования направляется на Волховский фронт под Ленинград, где пробудет с сентября 1941 по апрель 1942. Далее:

С мая 1942 года с 520 ИАП находился в 16 ЗАП г. Аткарск на переучивание на новую авиатехникуВероятно, речь идет об аэродроме Синицыно, что под г. Аткарском, строили который силами подростков и стариков близлежащих сел и деревень 1941–1942 гг. и 5 сентября 1943 года выбыл с полком на Сталинградский фронт, потом на Донской фронт. По окончанию Сталинградской группировки 520 полк был переименован в 56 гвардейский Алтуховский истребительный полк 283 ИАД, с которым был направлен на Центральный фронт в г. Курск. После Центрального фронта в 56-м гвардейском ИАП переходил в состав 1-го Белорусского фронта, где прослужил до октября 1944 года на должности авиамеханика самолета и авиатехника самолета. В 1942 г. в марте месяце было присвоено звание техник-лейтенант. В 1944 в октябре месяце из 56 гвардейского ИАП был переведен на должность техника звена в 116 гвардейский ИАП 283 ИАД, с которым также находился в действующей армии при 1-м Белорусском фронте до окончания Великой Отечественной войны 9 мая 1945 года. После окончания войны находился с 116 г. ИАП в Германии в группе оккупационных войск.

Автобиография

Переобучение под г. Аткарском связано, вероятно, с подготовкой к обслуживанию истребителей Як-1, которыми полк будет вооружен до перехода в сентябре 1944 г. на Як-3.

image Карта обороны Сталинграда. Камышин (аэродром Вихлянцево) вверх по Волге в 180 км. от Сталинграда.

Несколько более подробные сведения о подготовке полка к Сталинградской битве и участии в ней:

В середине апреля 1942 года выведен в резерв на переформирование и переобучение, получил самолёты Як-1, в том числе облегчённые, с улучшенными скоростными характеристиками. [...]

В первые дни сентября 1942 года перелетел под Камышин, где базируется на аэродроме ВихлянцевоПозже использовался более близкий к Сталинграду аэродром Алтухов, расширивший впоследствии своим именем полное название 56-го гиап. в ходе боёв под Сталинградом.

В ходе обороны Сталинграда и последующей операции по окружению войск противника действует непосредственно над городом и в окрестностях. Так, 20 октября 1942 года прикрывает наземные войска в районе Балки Конной, Ерзовки 30 ноября 1942 года в районе Гумрака сбивает нескольку Ju 52, посредством которых осуществлялось снабжение окружённой 6-й армии, 12 декабря 1942 года в районе Большой Россошки, где имелся крупный аэродром противника, также действует по конвою транспортников.[...]

За период Сталинградской битвы лётчики полка провели 125 воздушных боев и отчитались о сбитых 95 самолётах и 15 самолётах, уничтоженных на аэродромах.

520-й истребительный авиационный полк
image Висло-Одерская наступательная операция 12 января–3 февраля 1945 г., в ходе которой был освобожден г. Радом.

Хотя сведений об этом нет, но не исключено, что при размещении полка перед Курской битвой в Орловской области произошло еще одно переобучение, на этот раз обслуживанию Як-3.

Переименование в 520 иап в 56 гиап осуществлено на основе Приказа НКО СССР № 63 от 08.02.1943 г. C августа — сентября 1942 г. и до конца войны 520 иап ⇾ 56 гиап и 523 иап ⇾ 116 гиап входят в состав 283 иад, которая будет осуществлять боевые действия в составе 16-й ВА (с временными выводами дивизии в Резерв ВГК и переподчинении интересам других армий). Полное название 116 гиап (в составе все той же 283 иад) к концу войны будет: 116-й гвардейский истребительный Радомский Краснознаменный авиационный полк.

Личный боевой путь В. А. по наградным документам выглядит так:

В октябре 1942 г. (на Сталинградском фронте) В. А. вступает в ВКП(б). Принимала парторганизация 520-го иап при политотделе 283-ей иад.

image Берлинская наступательная операция 16 апреля–8 мая 1945 г., за участие в которой 283-я иад была награждена орденом Суворова II степени.

О боевом пути 283 иад сообщается так:

[...] входила в состав 16 ВА Сталинградского фронта.

При проведении Бобруйской наступательной операции с 24.06.44 г. содействовала 65-й и 28-й армиям в наступлении у Паричей.

29.06.44 г. летному составу приказом Верховного Главнокомандующего была объявлена благодарность за отличия в боях за Бобруйск — мощный опорный пункт обороны немцев.

В течение 01 – 04.06.44 г. дивизия продолжала действовать в интересах 65-й армии и конно-механизированной группы.

В период 12 – 15.07.44 г. перебазировалась на аэродромы южнее Полесья для содействия войскам левого крыла 1-го Белорусского фронта и вошла в состав 6 ВА.

В течение 05 – 10.07.44 г. прикрывала штурмовые подразделения, участвующие в разгроме барановичской группировки противника.

08.07.44 г. советские войска овладели укрепленным районом и городом Барановичи, а 10.07.44 г. освободили Слоним. В приказе Верховного Главнокомандующего летчикам дивизии была объявлена благодарность.

В апреле 1945 г. упоминается в составе 13 иак, 16 ВА.

За доблесть, мужество и образцовое выполнение боевых заданий командования в ходе Берлинской операции дивизия была награждена орденом Суворова II степени.

283-я истребительная Камышинская Краснознаменная ордена Суворова авиационная дивизия

Первым командиром 283-й иад был полковник В. А. Китаев. О роли и участии дивизии в подготовке к Курской битве упоминает в своей книге "Крылья Победы" первый командующий 16-й ВА, будущий маршал авиации С. И. Руденко. Общая роль 16-й ВА в Великой Отечественной войне была чрезвычайно велика:

С момента создания и до последнего дня войны 16-я Воздушная армия постоянно действовала в составе одного фронта, который в разные периоды имел наименования: Сталинградский, Донской, Центральный, Белорусский и 1 Белорусский.

Принимала активное участие в таких крупных фронтовых операциях, как Сталинградская, Орловско-Курская, Севская, Гомельско-Речицкая, Калинковичско-Мозырская, Рогачевская, Бобруйская, Нарвская, Пражская, Варшавско-Познаньская, Померанская, Берлинская.

Каждый третий авиационный полк 16-й ВА стал гвардейским. Вклад авиаторов 16-й ВА в Победу огромен. Участвуя в сражениях с врагом на главных стратегических направлениях, они уничтожили 5700 самолетов, из них 859 на земле, 3536 танков, свыше 173 тысяч солдат и офицеров врага.

16-я воздушная армия

По окончании войны, в феврале 1946 г. В. А., вместе со своим 116 гиап, прибывает в Грузию, в Закавказский военный округ. По дороге заезжает в родные места и женится. С будущей женой, присланой учительствовать в Парамоновскую школу, В. А. познакомился еще до войны, и дело шло к свадьбе, однако с началом войны молодые решили, что такое событие не своевременно, и его следует отложить. С 1949 г. В. А. переводится на Дальний Восток, на Курильские острова, а с 1952 г. в Харьковское авиационное училище штурманов. Служба закончилась Хрущевским сокращением вооруженных сил. В. А., как квалифицированному специалисту, предложили перевод в школу пилотов в Чугуеве, но при наличии семьи, и в своем возрасте, он предпочел очередному авиагородку отставку — в чине капитана.

Боевая и военная служба В. А. отмечена наградами:

Имелась Благодарность Верховного Главнокомандующего за освобождение г. Радом.

По завершении службы в армии В. А. с семьей переезжает на родину жены во Мценск, некоторое время пытается закрепиться в знакомой ему Москве, но вскоре попытки оставляет. Во Мценске устраивается на работу. Военные невзгоды догоняют его, и до конца своих дней В. А. успевает пережить три инфаркта.

О человеческих качествах В. А. можно судить по двум примерам. Отправляясь с собственной семьей по службе в Грузию и на Курильские острова, В. А. берет с собой сестру Марию, как и он, сироту, однако намного более младшую. Во Мценске к нему на день рождения каждый год съезжаются братья и сестры.

Семья Масякиных, лишившись родителей, после войны рассеялась по стране, как и многие другие родственники и односельчане. Похороны В. А. оказались последним общим сбором братьев и сестер Масякиных.

Семья

Братья, сестры

|Брат: Масякин Сергей Александрович (1925–2008) |Сестра: Величкина Анна Александровна (1922–неизвестно) |Брат: Масякин Иван Александрович (1930–1990) |Брат: Масякин Алексей Александрович ("Леонид") (1932–неизвестно) |Брат: Масякин Владимир Александрович (1937–неизвестно) |Сестра: Савостина Мария Александровна (1935–) |Брат: Масякин Николай Александрович (1923–2007)

Двоюродные братья и сестры по отцу

Двоюродные братья и сестры по матери

Сестра: Трошина Анна Викторовна (1928–2004) Сестра: Шатова Екатерина Викторовна (1912–1991) Сестра: Соловьева Евдокия Викторовна (1929–2010) Брат: Трошин Александр Викторович (1916–1941) Сестра: Виноградова Ольга Викторовна (1922–1994) Сестра: Трошина Варвара Викторовна (1914–1989)

Дядья и тётки по отцу

Дядья и тётки по матери

Тётя: Трошина Евфросиния Прокофьевна (1890–1955)